Когда-то давным-давно, в известном царстве, в том же государстве, жили-были мультики, которые делились на две взаимоисключающие категории: рисованные, и кукольные.
И в те недалекие, но счастливые мгновения моей прогулки «пешком под стол» все было ясно, как теорема про пифагоровы штаны. Но это чудо из чудес, до чего дошел прогресс (или регресс?) — появились анимационные полнометражные фильмы, что звучит гордо. И население этих фильмов похоже на конгломерат вот тех самых взаимоисключающих категорий. Парадокс в том, что трехмерные герои пугающе олицетворенные. Живые. Совсем как мы, только возможности их безгранично неограниченные. Посмотрите на их мимику, на жесты, пластику: это же настоящие предтечи виртуальных актеров, готовых в короткие сроки сместить человека разумного с поста жертвы желтой прессы. Мы еще доживем до того времени, когда жизнеописание Барби для глянцевых журналов выйдет из-под пера Дэна Брауна, а таблоиды извлекут на свет ее «грязное белье».
«Вэлиант» — очередной карточный домик с довольно традиционным построением. Среди его персонажей есть герой (сам Вэлиант с голосом МакГрегора, который мы не услышим из-за дубляжа), есть рассеянный ученый Паганель — Лофти, есть «голь» и плебс Санчо Панса — Багси, есть мудрые наставники и собственные красавицы, есть злодеи — почти Горынычи. Можно сетовать на всеобъемлющее фальшивое обаяние Голливуда, его поддельный блеск, мишуру, и на всеядность индустрии развлечений — поглощает, перерабатывает, переосмысливает на свой лад, и выплевывает очевидный суррогат. Можно хмурить брови над бравадами по-американски. Но когда Чаплин макал актеров лицом в торт, и садился мимо стула, как потом тетушка Чарли из Бразилии, многие хохотали, забыв о рассудочных доводах, и поддавшись здоровым всплескам эмоций. Так и здесь: «Тяжело в учении — легко в бою», и сплошь солдатский юмор прапорщика Задова. Плющатся об стенку, насаживаются головой на столбы Стоунхенджа, чем вызывают неинтеллигентный гогот и интеллигентное хихиканье в зрительном зале. Не нужно ожидать изысканных острот оттуда, откуда их в принципе ждать не полагается.
И все равно это не «Шрэк». Одно из преимуществ «Вэлианта» перед зеленым собратом по анимационному счастью заключается в том, что сценарий утверждается на реальной основе. Основа не шуточная: герои анималистского мира, и их роль в Великой Отечественной. Конечно, о войне нельзя поминать всуе, но отчаянный пафос сводит на нет все сомнения по поводу такой своеобразной подачи материала — где уж Швейку тягаться с этим? Облегченный вариант исторической правды с повышенной усвояемостью специально для ваших детей.
Ко всему прочему тут еще и мораль, и «в сказке ложь — да в ней намек»: главный персонаж Вэлиант на личном примере подтверждает народную мудрость, что «мал золотник, да дорог». Несмотря на свои качественно хромающие характеристики, и отсутствие видимых внешних достоинств, он захотел — и смог стать героем. Главное на пути к самопреодолению «сноровка, терпенье, тренировка». Это вам не русские сказки: лежал-полеживал на печи, а потом щука все желания исполнила. И никаких вам скатертей-самобранок. Даже маленький голубь не получил медаль просто так. И фон Тефлон — тьфу ты! фон Телон не стал предводителем ястребов-истребителей по недосмотру высшего руководства.
Да, это определенно не «Шрэк». Воздушных замков не понастроишь, за своей фантазией особо не разгонишься. На войне, как на войне: шаг влево-вправо чреват. Но именно этим «Вэлиант» и примечателен. Зубодробительные шутки прощаются. Героизм актуален, как никогда. Все на своих местах, как это обычно и бывает в животном царстве-государстве. Логично, что немецкие ястребы питаются голубями из Британской почтовой службы, и мышами из Французского Сопротивления. Логично, что никто не желает быть завтраком, или обедом, или ужином. Логично, что все хотят жить. А то, что совсем нелогично, попробует уравновесить и растолковать анимационная техника высшего пилотажа.