Киноискусство - род искусства, произведения которого создаются при помощисъемки настоящих, специально инсценированных или воссозданных средствамимультипликации событий действительности.За время развития кино сформировались 4 главных его вида: художественная(игровая) кинематография, воплощающая средствами исполнительскоготворчества произведений кинодраматургии или адаптированные произведенияпрозы, драматургии, поэзии; документальная кинематография, являющаясяособым видом образной публицистики, основывающаяся по преимуществу нанепосредственной фиксации на плёнку реальной действительности;мультипликационная кинематография, «одушевляющая» графические иликукольные персонажи; научно-популярная кинематография, использующаясредства таких 3 видов для пропаганды научных познаний.Исторический очерк. История развития кино условно делится на 4 периода.I период охватывает время от изобретения кинематографа братьями Люмьер(1895) до конца 1-й мировой войны 1914—18. Уже в этот периодкинематография получает распространение во всём мире. Возникнув кактехнический аттракцион, «живая фотография», она в скором времени разделяется нахудожественную, хроникальную и научно-популярную кинематографию (главнымобразом видовые кинофильмы). В наиболее ранних кинофильмах (приблизительно до 1908)воздействие, запечатлеваемое на плёнке, снималось огромными кусками,соединявшимися друг с другом надписями, которые его объясняли. Киноаппарат,чаще всего, снимал с одной точки, рисуя изображение в общесредних планах,охватывающих пространство, около равное сценической площадке.Актёры пользовались техникой театрального выполнения, пытаясь, хотя,восполнить отсутствие звучащего слова подчёркнутой мимической игрой. ВоII-й половине этого периода (1908—18) взяло начало освоение собственныхсредств К.: режиссёры стали свободнее размещать воздействие в пространствекадра, искать возможности изложения содержания кинофильмов с помощью выборапланов и монтажа, актёры начали овладевать специфической техникой игрыперед киноаппаратом. От плоских рисованных декораций художники перешли кобъёмным, оформляющим настоящее пространство действия. Былаусовершенствована техника комбинированных киносъемок, старт которым положилиС. Блэктон в США, Ж. Мельес и Э. Коль во Франции, В. А. Старевич в РФ,Дж. Пастроне в Италии. Хотя К. в массе своих произведений не стало ещёсамостоятельным видом творчества. Поиски Д. У. Гриффита (США) определялисьвлиянием английской реалистической прозы; Я. А. Протазанов и В. Р. Гардин(РФ) стремились применять для экрана в первую очередь опыт русскойреалистической литературы и театра; М. Сеннетт и Ч. Чаплин (США), М. Линдер(Франция) развивали традиции цирковой клоунады и пантомимы. В этот периодбыли достигнуты некоторые художественные успехи, впрочем подавляющеебольшая часть кинофильмов оставалось типичным явлением буржуазной «массовойкультуры».II-й период развития кино — 20-е гг., когда «немое» кино сформировалоськак самостоятельное искусство. Решающий вклад в освоение и исследованиесобственных возможностей, выразительных и изобразительных средств кинопринадлежит советской кинематографии. Великая Октябрьская социалистическаяреволюция, освободив кино от подчинения коммерческим расчётамкоммерсантов, создала условия для углублённых творческих поисковдеятелей советского кино. Стремление отразить и осмыслить новуюреволюционную реальность определило основное направление развитиясоветского кино. На практике стало осуществляться указание В. И. Ленина отом, что производство собственных кинофильмов в Советской стране должноначинаться с хроники. От хроникальной киносъемки событий советское кинопереходило к образно-публицистическому их истолкованию в поэтическихдокументальных кинофильмах Д. Вертова и монтажных историко-революционныхкинофильмах Э. И. Шуб. Влияние кинодокументализма отчётливо сказалось и наисторико-революционных киноэпопеях С. М. Эйзенштейна, В. И. Пудовкина, А.П. Довженко, Н. М. Шенгелая и др. Уже в 20-е гг. ленинская государственнаяполитика партии обеспечила возникновение национального кино у украинского,грузинского, белорусского, азербайджанского, армянского и узбекскогонародов.III период охватывает 30—1-ю половину 40-х гг. Освоение звукового кинов начале 30-х гг. обусловило изменение художественной природы К. Звучащееслово сблизило К. с литературой и театром, создало условия для болееглубокого исследования человеческих характеров средствами К., измениломонтажное и изобразительное решение кинофильмов.30-е гг. стали временем подъёма и утверждения советского кино на позицияхсоциалистического реализма. Главное место заняли кинофильмы о рабочем классе,колхозном крестьянстве и советской интеллигенции, о борьбе Коммунистическойпартии за победу Окт. и построение социализма. Деятели советского кинососредоточили внимание на воплощении типических образов-характеровпредставителей народа, ч/з развитие таких характеров передавали содержаниенаиболее важных событий революционной истории и современности.Тема партии как воспитателя и руководителя народных масс занялацентральное место в крупнейших произведениях кино: «встречный» (1932,режиссеры Ф. М. Эрмлер и С. И. Юткевич), «чапаев» (1934, режиссеры Г. Н. иС. Д. Васильевы, в главной роли Б. А. Бабочкин), трилогия о Максиме(1935—39, режиссеры Г. М. Козинцев и Л. 3. Трауберг, в главной роли Б. П.Чирков), «мы из Кронштадта» (1936, кинорежиссер Е. Л. Дзиган, сценарий В. В.Вишневского), «депутат Балтики» (1937, режиссеры А. Г. Зархи и И. Е.Хейфиц, в главной роли Н. К. Черкасов), «щорс» (1939, кинорежиссер А. П.Довженко). Опыт, приобретённый в работе над историко-революционной темой иобразами революционеров-коммунистов, подготовил советское К. к воплощениюсредствами кино образа В. И. Ленина в кинофильмах «ленин в Октябре» и «ленин в1918 году» (1937—39, кинорежиссер М. И. Ромм, сценарий А. Я. Каплера, в качестве В.И. Ленина Б. В. Щукин), «человек с ружьем» (1938, кинорежиссер С. И. Юткевич,сценарий Н. Ф. Погодина, в качестве В. И. Ленина М. М. Штраух).В США переход к звуковому кино обусловил выпуск крупного числастандартных коммерческих кинофильмов-ревю, гангстерских кинокартин, экранизацийбродвейских оперетт, эстрадных представлений; популярность приобреламультипликация, в развитии которой важную роль сыграло творчество УолтаДиснея. При этом под влиянием экономического кризиса в лучших кинофильмахамериканского кино получили правдивое отражение судьбы обычных работкников.Социально-критические тенденции проявились в кинофильмах режиссеров К. У.Видора — «хлеб наш насущный» (1934), Ч. Чаплина — «новые времена» (1935),У. Уайлера — «тупик» (1937), Дж. Форда — «гроздья гнева» (1940), О. Уэллса— «гражданин Кейн» (1941) и др. В ходе 2-й мировой войны 1939—1945, вкоторой США принимали участие на стороне антигитлеровской коалиции,антифашистская тематика находила отражение, чаще всего, в детективных имелодраматических кинофильмах. Последовательно антифашистским был только «великийдиктатор» (1941) Ч. Чаплина. Существенным явлением американского кино сталитоже военные документальные и хроникальные кинофильмы, создававшиеся внеГолливуда.В кино, как и в др. видах искусства, сталкиваются противоположныесилы и тенденции. В условиях капиталистического строя кино, невзирая намногообразие стилей, политических, философских и эстетических позицийдеятелей кино, в различной степени отражая реальность, испытываетдавление с позиции господствующих классов, зависит отпродюсеров, от вкусов буржуазного зрителя. Лучшие произведения киносоциалистических стран, покоряющие жизненной правдой, высоким гуманизмом,кинофильмы прогрессивных заграничных режиссёров, исполненные протеста противкапиталистической системы, симпатий к людям усилий, молодое киноразвивающихся стран противостоят буржуазному кино, проникнутому неверием вчеловека и его будущее.
|